Статья 54. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица
1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.
Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок использования в наименованиях юридических лиц официального наименования субъектов Российской Федерации.
2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
3. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории Российской Федерации сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом.
4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.
Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса.
5. Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц, а в случае, если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, - только в едином государственном реестре юридических лиц.
Юриди́ческий а́дрес' — термин, укоренившийся в деловом обиходе в Российской Федерации, однако, не определенный в законодательстве. В обиходе часто употребляется, как синоним адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому с таким лицом осуществляется связь.
Аналоги термина «юридический адрес» в праве других государств неизвестны.
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит определения понятия «юридический адрес», тем не менее, этот термин укрепился в деловой речи и даже присутствует иногда в официальных документах.
Сомнительность термина «юридический адрес» вытекает, как минимум, из двух оснований:
- Любое лицо, как субъект права не может иметь адреса; адрес может иметь лишь объект права, причем, лишь такой объект права, как недвижимое имущество.
В обывательском обиходе часто упоминается не только «адрес юридического лица», но, также, и «адрес физического лица». Это — в равной степени абсурдное применение термина «адрес». Физическое лицо, как и юридическое, не имеет адреса. Оно имеет место жительства (пребывания, нахождения), которое уже может иметь адрес.
- Юридическое лицо, в силу своего абстрактного существа, вообще не может иметь такого места нахождения, которое имело бы адрес. Оно существует в неограниченном пространстве. Юридическое лицо может иметь конкретное имущество, которое может иметь определенный адрес (недвижимое имущество), либо находиться в конкретный момент времени по определенному адресу. Однако, будучи субъектом, а не объектом права, оно не только не может иметь адрес, но даже не может иметь адрес своего места нахождения.
Гражданское законодательство Российской Федерации вводит условное понятие места нахождения юридического лица. Таким местом нахождения согласно статье 54 ГК РФ является место государственной регистрации юридического лица. При этом, государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа этого лица, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Термин «адрес» при этом не используется. Законодатель умышленно вводит условное понятие место нахождения юридического лица, условно определяемое всего лишь местом его государственной регистрации, но не связываемое с конкретным адресом.
«Фактический» и «юридический» адрес
Термин «Фактический адрес», также часто используемый в обывательском обиходе, наряду с термином «юридический адрес», не является правовым термином. У юридического лица не может быть адреса, а тем более двух: «юридического» и «фактического». В Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) существует запись об адресе места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (например, директора), по которому с ним осуществляется связь. Никаких иных «адресов» в ЕГРЮЛ не существует.
Между тем, согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в случае изменения сведений о юридическом лице, включенном в ЕГРЮЛ, такое лицо обязано в течение трех рабочих дней сообщить об этом регистрирующему органу в установленном порядке для внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. Это, в частности, касается и сведений об адресе места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица. Таким образом, если даже понимать под юридическим адресом адрес места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, то расхождение такого адреса с фактическим адресом места нахождения этого органа не может продолжаться во времени более трех рабочих дней. Нарушение этого порядка влечет за собой привлечение к ответственности, предусмотренной статьей 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Юридический адрес для налоговой, банков и других структур
Для регистрации юридического лица в территориальной налоговой требуется предъявление договора аренды с предоставленным юридическим адресом.
В свою очередь налоговая сделает проверку адреса на адрес массовой регистрации. Проверить адрес на массовость можно с помощью сервиса на сайте Федеральной Налоговой Службы.
Многие банки делают проверку адреса на массовость.
«Юридический адрес» в нормативных правовых актах
В некоторых нормативных правовых актах Российской Федерации присутствует термин «юридический адрес», в частности этот термин, без определения его сути содержится в следующих российских федеральных законах:
- Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (п. 2 ст. 64)
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (абз. 1 ч. 1 ст. 5.12)
- Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ст. 16)
- Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (пп. 5 п. 3 ст. 6.1, пп. 3 п. 2 ст. 8, пп. 3 п. 2 ст. 9, п. 1.1 ст. 27, п. 2 ст. 33)
- Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (пп. 2 п. 9 ст. 54, п. 4 ст. 61)
- Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (пп. 2 п. 9 ст. 48, п. 2 ст. 55, прим. 10 к Приложению № 3 к Федеральному закону «О выборах Президента Российской Федерации»)
- Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (пп. «б» п. 8 ст. 47, п. 2 ст. 54)
- Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (п. 3 ст. 23) (использует одновременно два понятия и «юридический адрес» и «адрес (место нахождения)» общественных организаций (объединений))
- Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (абз. 7 п. 1 ст. 22, абз. 5 п. 1 ст. 67)
- Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (абз. 4 п. 3 ст. 11)
- Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (п. 2 ст. 22) (настоящий федеральный закон использует термин «юридический адрес» применительно к иностранным юридическим лицам)
- Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (п. 2 ст. 9) (регулируя частные вопросы государственной регистрации благотворительных организаций и используя термин «юридический адрес», настоящий федеральный закон фактически не оперирует терминологией законодательства Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц)
- Федеральный закон от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (пп. 2 п. 3 ст. 36)
- Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (абз. 2 п. 2 ст. 22.1)
- Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (абз. 3, 7 пп. 2 п. 5 ст. 19)
- Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (пп. 1 п. 9 ст. 23).
Фирменное наименование
Фи́рменное наименова́ние – уникальное (как правило, словесное) обозначение товара, работы, услуги, учреждения, организации или предприятия. Для участников социально-экономических отношений, фирменные наименования являются инструментом, позволяющим отличить одну сущность от другой. Фирменное наименование товара, работы или услуги называется «товарным знаком» («торговой маркой»), который может быть зарегистрирован в установленном законом порядке. В маркетинге вместо термина «фирменное наименование» зачастую используется заимствованное из английского языка слово «бренд», которое имеет более широкое значение. В то же время в Парижской конвенции понятия товарный знак и фирменное наименование не отождествляются: "Статья 8. (Фирменные обозначения).Фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака".
Фирменные наименования являются интеллектуальной собственностью их владельцев, которая регулируется национальным законодательством той страны, на территории которой реализуется товар/услуга, выполняется работа или осуществляется деятельность юридического лица под данным фирменным наименованием. Регулирование прав на фирменные наименования на национальном уровне может приводить к конфликтам между иностранными и отечественными правообладателями. Так, использование американской компанией Apple фирменного наименования iPad на китайском рынке вылилось в судебную тяжбу с китайской компанией Proview, которой принадлежали права на торговую марку iPad в Китае и Тайване.
Одинаковые фирменные наименования юридических лиц могут создавать курьезные ситуации на рынке. К примеру, между американской компанией Apple Inc. и британским конгломератом Apple Corps Ltd. нет ничего общего кроме слова «apple» в их фирменных наименованиях; тем не менее, в разговорной речи каждое из предприятий зачастую именуется просто «Apple».
В России фирменное наименование юридического лица охраняется в соответствии со статьями 1473–1476 IV части ГК РФ как средство индивидуализации. Фирменное наименование определяется в учредительных документах лица и состоит из двух частей: корпуса (организационно-правовая форма) и вспомогательной части (название). Например: ПАО «Газпро́м».
Организация, фирменное наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право на него. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на него обязано возместить причиненные убытки. Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в Единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица. Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путём его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается.
Фирменное наименование лица влияет на отношение потребителей к нему. К примеру, если знакомое потребителю фирменное наименование вызывает у потребителя ассоциацию с деятельностью предприятия и положительные эмоции, это повышает вероятность доверия со стороны потребителя. По данным социологических исследований, если наименование предприятия вызывает у потребителей отторжение, то 11 процентов из них отказываются от приобретения его товаров или услуг.
Источник: https://ru.wikipedia.org |