Госуда́рственная Ду́ма Росси́йской Федера́ции (Госдума, ГД РФ) — одна из палат Федерального собрания Российской Федерации — парламента Российской Федерации. Высший законодательный орган власти в Российской Федерации наряду с Советом Федерации, правовой статус которой определён в пятой главе Конституции Российской Федерации.
Избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
История и формирование
В Российской империи функции высшего законодательного органа были возложены на Государственную думу, существовавшую в 1905—1917 годах, которая была упразднена после Февральской революции.
В Советской России функции высшего законодательного органа были возложены на Верховный Совет РСФСР (а в 1989—1993 годах — и на Съезд народных депутатов), существовавший в 1938—1993 годах, который был упразднён после силового разгона президентом.
В 1993 году Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» была учреждена Государственная дума Российской Федерации, которая расположилась в бывшем здании Госплана СССР в Москве, Охотный Ряд, дом 1., первые выборы 1-го созыва которой состоялись 12 декабря 1993 года.
Государственная дума состоит из 450 депутатов, ровно половина из которых избирается напрямую и в один тур по результатам голосования в одномандатных округах. Вторая половина формируется политическими партиями России, преодолевшими 5-процентный барьер по результатам голосования за списки партий. Именно такая схема действовала на выборах в российский парламент в 1993—2003 годах и будет действовать снова, начиная с 2016 года. В 2007 и 2011 годах все 450 депутатов Госдумы определялись по результатам голосования за партийные списки, а проходной барьер равнялся 7 %. Но на выборах 2011 года партии, набравшие менее 7 %, но более 6 %, а также менее 6, но более 5 получили бы по 2 и 1 мандату, соответственно (но по результатам выборов таких партий не было). Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции Российской Федерации).
Первая Государственная дума избиралась вместе с Советом Федерации в день всенародного голосования по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на два года (согласно переходным положениям принимаемой Конституции).
Срок полномочий II—V созывов Государственной думы — четыре года. Начиная с VI созыва депутатов избирают сроком на пять лет[4].
Выборы в Государственную думу проводились в 1993, 1995, 1999, 2003, 2007, 2011 и 2016 годах.
Работу Думы возглавляет председатель и его заместители.
Порядок формирования Государственной думы — выборы. Однако Конституция РФ не устанавливает, какими должны быть выборы — прямыми или косвенными, открытыми или тайными, не определяет и подлежащей применению избирательной системы. Порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливают федеральные законы «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ряд других федеральных законов.
Выборы
Выборы в Государственную думу назначаются президентом Российской Федерации раз в пять лет.
Согласно федеральному закону от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» по федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации, избирались все 450 депутатов. Избрание происходило пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов.
24 февраля 2014 года вступил в силу федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации», согласно которому выборы депутатов Государственной думы созывов, избираемых после его вступления в силу, будут проводиться по смешанной системе: 225 депутатов Государственной думы будут избираться по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат), а другие 225 депутатов — по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов. Закон 2005 года сохраняет своё действие до окончания полномочий Государственной думы VI созыва.
Одномандатные округа
Выборы депутатов от одномандатных округов проходили в ГД РФ I—IV созывов (1993, 1995, 1999, 2003) и будут проводиться после окончания полномочий Государственной думы VI созыва. Территория России была поделена на 225 избирательных округов (по количеству половины мест в ГД РФ, предоставленных депутатам-одномандатникам). Это число оставалось неизменным, хотя количество избирательных округов внутри каждого региона могло меняться, так же как и их наименования и номера. Каждый из 85 субъектов Российской Федерации был представлен хотя бы одним депутатом (за исключением Чеченской республики в 1993—1995 годах). В случае досрочного прекращения депутатом-одномандатником исполнения своих обязанностей (смерть, лишение мандата решением Думы, переход на другую работу и т. д.) по его округу проводились дополнительные выборы в ГД РФ.
Избирательный порог
Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливает процентный барьер. С 2007 года процентный барьер на выборах Государственной думы повышен с 5 % до 7 %. Тем не менее на выборах 2011 года было предусмотрено предоставление также 1-2 мандатов партиям, набравшим от 5 до 7 % голосов (на практике столько голосов не набрала ни одна партия). В октябре 2011 года были приняты поправки, понижающие барьер до 5 % с 1 января 2013 года. Предполагалось, что эта норма будет задействована начиная с выборов 2016 года, однако в 2014 году был принят новый избирательный закон (см. выше), который также предусматривает пятипроцентный проходной барьер (п. 7. ст. 88 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ), а в отдельных случаях допускает к распределению мандатов и списки, из числа не прошедших этот барьер (п.п. 8 и 9 ст. 88).
Распределение мест
После подведения итогов голосования происходит распределение депутатских мандатов — перевод процента голосов, полученных в ходе выборов, в места в парламенте. Партии, преодолевшие процентный барьер, получают места пропорционально полученным голосам, при этом используется метод Хэйра-Нимейера.
Партии, не преодолевшие процентный барьер, не получают мест в парламенте. Те места, на которые могли бы претендовать эти партии, перераспределяются между партиями-победительницами, увеличивая их присутствие в Государственной думе. Перераспределение происходит пропорционально долям голосов, полученных на выборах. Таким образом, голоса избирателей, голосовавших за партии-аутсайдеры достаются партиям-победительницам, хотя им и не предназначались. Однако, несмотря на перераспределение голосов партий, не прошедших процентный барьер, в пользу преодолевших процентный барьер партий, эти голоса не изменяют процентного соотношения голосов партий прошедших процентный барьер, что фактически равнозначно, как если бы перераспределённые голоса совсем не учитывались при подсчёте мест в государственной думе.
Зарплата и льготы депутатов
Зарплата и льготы депутатов регулируются федеральными законами, а именно: ФЗ-3 «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», ФЗ-79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и регламентом Государственной думы.
На 2016 год месячная зарплата депутатов ГД РФ составляет 380 тысяч рублей, плюс ежеквартальные премии в размере 801 тысячу рублей. Если депутат не из Москвы, то ему положена квартира (её размеры зависят от количества членов семьи депутата). Если у депутата нет транспортного средства, то ему положен автомобиль (либо Ford Mondeo, либо Audi).
Кроме того, у Госдумы есть 12 автомобилей с номерами серии АМР и спецсигналами, предоставленные ФГБУ «Транспортный комбинат „Россия“». Право ездить со спецсигналами имеют председатель ГД и его заместители, а также руководители фракций.
В отличие от депутатов Государственной думы России, народные депутаты Верховного Совета РСФСР и СССР, согласно «Закону о статусе народных депутатов», не имели депутатской заработной платы, на съезды народных депутатов и сессии Верховных Советов собирались несколько раз в год, по завершении которых депутаты возвращались в регионы по месту своей основной работы. 30 сентября 2013 года Президентом Российской Федерации был подписан «Указ о повышении зарплат отдельным категориям государственных служащих» в которую вошли депутаты Государственной думы, общая ежемесячная заработная плата которых составила 250 000 рублей.
На 2014 год на содержание Государственной думы из государственного бюджета было выделено 8 миллиардов рублей — на полмиллиарда больше, чем в предыдущем. Большая часть этих денег, 5,8 млрд рублей, будет направлена на зарплаты депутатов и их аппаратов. К 2015 году зарплата депутата составила от 350 000—400 000 тысяч рублей ежемесячно, в зависимости от занимаемой в комитете должности.
Согласно указу президента России от 16 марта 2015 года бесплатно или с 50-процентной скидкой лекарства получит целый ряд государственных служащих, среди них депутаты и сотрудники аппарата Государственной думы, а также члены их семей. После ухода с должности на пенсию льготы на лекарства также сохраняются.
Полномочия
Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:
- дача согласия президенту Российской Федерации на назначение председателя Правительства Российской Федерации;
- заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;
- решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;
- назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
- объявление амнистии;
- выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
Под принятым федеральным законом по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции РФ понимаются: законы, принятые Государственной думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции РФ; законы, повторно принятые Государственной думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ; законы, одобренные Государственной думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется президентом РФ.
В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа, посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение федерального закона. Если же разъяснение предпринято в форме постановления Государственной думы, то есть без соблюдения требований ст.ст. 105, 106, 107 Конституции РФ, предъявляемых к принятию федеральных законов, то оно не может рассматриваться в качестве акта Федерального собрания — законодательного органа РФ. Будучи актом лишь одной из его палат, такое постановление не является аутентичным официальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция РФ не предоставляет Государственной думе соответствующего права
Роспуск Государственной думы
Роспуск Госдумы, в соответствии с статьёй 109 Конституции РФ, может произойти по указу президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев (если в этом случае президент не принял решение об отставке Правительства). Однако Дума не может быть распущена в первый год своей работы. В случаях роспуска Госдумы президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.
Комитеты Государственной думы
Госдума образует комитеты и комиссии. Комитеты являются основными органами палаты, участвующими в законотворческом процессе. Формируются, как правило, по принципу пропорционального представительства депутатских объединений. Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются большинством голосов от общего числа депутатов по представлению депутатских объединений.
К полномочиям комитетов относятся:
- внесение предложения по формированию примерной программы законопроектной работы Государственной думы на текущую сессию и календаря рассмотрения вопросов Государственной думой на очередной месяц;
- осуществление предварительного рассмотрения законопроектов и их подготовка к рассмотрению Государственной думой;
- подготовка проектов постановлений Государственной думы;
- подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной думы;
- подготовка в соответствии с решением палаты запросов в Конституционный суд Российской Федерации;
- в соответствии с решением Совета Государственной думы, поручением Председателя Государственной думы подготовка проектов постановлений Государственной думы о направлении представителей Государственной думы в Конституционный суд Российской Федерации;
- организация проводимых Государственной думой парламентских слушаний;
- заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;
- анализ практики применения законодательства.
Комитеты Государственной думы VII созыва:
- Комитет по государственному строительству и законодательству
- Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов
- Комитет по бюджету и налогам
- Комитет по финансовому рынку
- Комитет по промышленности, экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
- Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
- Комитет по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
- Комитет по энергетике
- Комитет по транспорту и строительству
- Комитет ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи
- Комитет по образованию и науке
- Комитет по культуре
- Комитет по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи
- Комитет по охране здоровья
- Комитет по делам женщин, семьи и детей
- Комитет по аграрным вопросам
- Комитет по обороне
- Комитет по безопасности и противодействию коррупции
- Комитет по международным делам
- Комитет по делам по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
- Комитет по Регламенту и организации работы Государственной думы
- Комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
- Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
- Комитет по экологии и охране окружающей среды
- Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций
- Комитет по делам национальностей
Комиссии
Госдума образует комиссии в случаях и порядке, установленных законодательством. Комиссии образуются на срок, не превышающий срока полномочий Думы данного созыва. В Госдуме 6-го созыва существовало шесть комиссий:
- Комиссия ГД по вопросам депутатской этики
- Комиссия ГД по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами ГД
- Комиссия ГД по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности
- Счётная комиссия ГД
Совет Государственной думы
Планирует работу палаты и завершает разработку законопроектов, которые будут рассмотрены на ближайшем заседании палаты.
Депутатские объединения
К депутатским объединениям относятся фракции и депутатские группы. Депутатское объединение может быть сформировано на основе партии или избирательного блока, прошедшего в Думу по общефедеральному избирательному округу. Депутат вправе состоять только в одном депутатском объединении.
Депутаты, не вошедшие во фракции, могут образовывать депутатские группы. Согласно постановлению Думы от 29 декабря 2003 года, регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов. Эта норма способствовала вступлению многих депутатов-одномандатников во фракцию «Единой России».
В Государственной думе пятого созыва, избранной 2 декабря 2007 года, четыре партии сформировали свои фракции: «Единая Россия» (315 чел.), КПРФ (57 чел.), ЛДПР (40 чел.), «Справедливая Россия» (38 чел.).
В Государственной думе шестого созыва, избранной 4 декабря 2011 года, четыре партии сформировали свои фракции: «Единая Россия» (238 чел.), КПРФ (92 чел.), «Справедливая Россия» (64 чел.), ЛДПР (56 чел.).
Знаки депутата
Депутату Государственной думы выдаётся комплект из двух нагрудных знаков депутата Государственной думы с винтовым и булавочным креплениями. Номера нагрудных знаков соответствуют номеру удостоверения депутата. Знаки депутата Государственной думы остаются у лица, исполнявшего полномочия депутата, для памятного хранения. В случае смерти депутата Государственной думы нагрудные знаки депутата остаются у членов его семьи для памятного хранения.
Источник: https://ru.wikipedia.org |