Избирательная система, система голосования или система выборов — метод, процесс, процедуры выборов, для чего-либо или какого-либо, в обществе, организации, государстве или в союзе государств.
В просторечии — Выборы (например, Выборы президента США, Выборы в России, и так далее).
В российской научной литературе существует два подхода к пониманию понятия «избирательная система» — широкий и узкий:
Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).
Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования.
Большинство зарубежных исследователей придают данному термину исключительно узкий смысл, также как и дореволюционные отечественные авторы не выделяли избирательной системы в широком смысле слова. Появление широкого смысла связано с введением понятия "избирательная система" в Конституции СССР 1936 г., когда в Основном законе появилась глава с аналогичным названием, нормы которой касались регулирования избирательных прав, порядка организации и проведения выборов и т. д.
В зависимости от переменных показателей (содержание голоса, величина округа, правило перевода полученных голосов в мандаты, голосование за конкретного кандидата или за партию (список кандидатов)) проводят их классификацию.
Мажоритарная избирательная система
Система формирования выборных органов власти через персональное (индивидуальное) представительство называется мажоритарной (фр. majorité — большинство). Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50 % + 1 голос. Во втором победителем становится кандидат, набравший просто большинство голосов. При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины — 2/3, 3/4 и т. д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.
Пропорциональная избирательная система
Система формирования выборных органов власти через партийное представительство называется пропорциональной. Места (мандаты) распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов.
- Самое сложное при пропорциональной системе подсчитать, сколько мест причитается той или иной партии
- Часто распределение осуществляется путём установления избирательной квоты (избирательного метра)
- Определяется обычно путём деления общего числа действительных голосов на число мандатов, приходящихся на данный избирательный округ. Пример: дано 60 млн голосов и 100 мандатов: соответственно, партия должна получить 600 тыс. голосов минимально, чтобы получить один мандат. Одной из основных проблем пропорциональной системы является подсчёт остатков голосов.
Плюсы и минусы пропорциональной системы
Плюсы: Более полный учёт разнообразных интересов и ценностей, существующих в данном обществе
Минусы: Обезличенность партийных списков. Невозможность обеспечить стабильное большинство в парламенте (если много мелких партий)
Смешанная избирательная система
Вся территория делится на избирательные округа, в которых выдвигаются как кандидаты по мажоритарной системе, так и списки кандидатов выдвинутые партиями по пропорциональной системе. Смешанная избирательная система - это по сути совокупность двух систем: пропорциональной и мажоритарной. При этом часть мандатов распределяется по пропорциональной системе (по партийным спискам), а другая часть по мажоритарной системе( голосование за кандидата).
Избирательная система в России
На момент выборов в Государственную думу VII созыва (18 сентября 2016 года):
- Для признания выборов состоявшимися необходимо, чтобы хотя бы один список (партия) преодолел избирательный барьер (5 %), а все списки совокупно получили более 50 % голосов избирателей, принявших участие в выборах (то есть их бюллетени не были признаны недействительными). Порог явки не регламентирован. Графа «против всех» отсутствует.
- К распределению мест (мандатов) допускаются все партии (списки), преодолевшие избирательный барьер 5 %. Кроме того, возможны следующие случаи:
- Если за партии, предолевшие барьер, в сумме подано 50 или менее процентов голосов, то к распределению мест допускается одна или более «проигравших» партий в порядке убывания результата, пока совокупное количество голосов за все партии не превысит 50 %.
- Если избирательный барьер преодолела лишь одна партия, то занявшая второе место партия в любом случае (даже если победитель набрал более 50 % голосов) допускается к распределению мандатов.
- Сумма голосов избирателей, поданных за все партии, допущенные к распределению мандатов, делится на 225 (количество мандатов по общефедеральным спискам — половина мест в Государственной думе). Полученный результат есть первое избирательное частное. Иногда это число называют «ценой мандата», то есть количество голосов избирателей, необходимое для получения одного места в парламенте.
- Число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком делится на первое избирательное частное.
- Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов.
- Проводится вторичное распределение оставшихся мандатов, которые передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате первичного распределения.
- После этого места распределяются внутри каждого списка. Приоритет имеет общефедеральная часть списка перед региональной.
Источник: https://ru.wikipedia.org |