Меню сайта |
 |
|
 |
Категории раздела |
 |
|
 |
Статистика |
 |
|
 |
|
В категории материалов: 68 Показано материалов: 21-30 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Законодательный процесс — упорядоченный процесс принятия законов, состоящий из ряда последовательных, логически завершённых этапов от разработки законопроекта до введения его в действие в качестве закона. Может пониматься как процессуальный аспект законотворчества или, в широком толковании термина, совпадать с этим понятием, обозначая деятельность по подготовке и принятию законов.
Законодательный процесс включает ряд последовательных стадий: законодательную инициативу от разработки законопроекта до его внесения в парламент, обсуждение в парламенте, принятие закона и его публикацию.
Особая роль в законодательном процессе принадлежит основному органу законодательной власти государства, то есть, как правило, парламенту, и его структурам. В рамках их компетенции законодательный процесс определяется установленными парламентскими процедурами. Таковые определяются не только существующими законами, но и регламентами соответствующих палат парламента — особыми внутренними нормативными актами, устанавливающими порядок работы законодательного органа по всем вопросам его ведения. |
Правотворчество — это процесс осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер.
Виды правотворчества
Критериями выделения видов правотворчества служат:
1) субъекты правотворчества, т.е. орган или лицо, которые вправе принять тот или иной акт. Их правомочность обусловлена нормативными актами;
2) процедуры принятия правотворческих актов (законодательный процесс, индивидуальное или коллективное решение);
3) формы нормативных правовых актов (законы, подзаконные акты).
Выделяют следующие виды правотворчества: |
Законода́тельство — издание законов; а также свод законов. Все нормативно-правовые акты, которые издаются в государстве.
Законодательство как комплекс нормативных актов
- Законодательство — система законодательных актов, принятых законодательным (представительным) органом или непосредственно населением и действующих на территорpии страны.
- Законодательство в широком понимании — система нормативных правовых актов, действующих в стране, включая не только законодательные, но и подзаконные нормативные акты.
- Законодательство — система нормативных актов, действующих в какой-либо отрасли и (или) регулирующих определённую сферу общественных отношений, как правило соответствует отраслям, подотраслям и институтам права гражданское законодательство, уголовное законодательство, трудовое законодательство, законодательство о банках и банковской деятельности и т.п.
|
Частное право — часть системы права, функционально-структурная подсистема права, совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения между частными лицами, основой которых является частная собственность. Тем самым частное право — это совокупность норм права, защищающих интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами.
Традиция выделения частного права характерна для стран романо-германской правовой семьи: в семье общего права и семье мусульманского права все право является публичным, так как считается, что все право создается или санкционируется государством.
Предмет и метод частного права
Частное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между физическими и юридическими лицами, то есть те отношения, которые возникают между равными субъектами, не носят публичного характера. Предметом РЧП является система правовых норм. |
Публичное право (общественное) — совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса. В публично-правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступает государство либо его орган (должностное лицо), наделенное властными полномочиями; в сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть. Характер поведения сторон в частноправовых отношениях определяется самими же сторонами. Однако и государство по принципу верховенства права обязано подчиняться собственным законам и не допускать произвола в принятии решений.
Понятие публичного права
Отношения в области государственного управления, охраны общественного порядка, властного разрешения споров, обороны и обеспечения общественной безопасности, обеспечения имущественной основы указанных сфер строить на основе свободного усмотрения сторон недопустимо. |
О́трасль пра́ва — элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.
В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права.
Основаниями для деления права на отрасли считаются:
- предмет правового регулирования — однородная и отделимая от других группа общественных отношений;
- метод правового регулирования — совокупность приёмов, способов воздействия на общественные отношения;
- способность к взаимодействию с другими отраслями права как подсистемами одного и того же уровня.
- кодификация (наличие кодифицированного акта - кодекса).
В системе права выделяют отрасли материального и процессуального права. |
Правово́е регули́рование — процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.
Правовое регулирование является одним из составных элементов правового воздействия, которое по содержанию намного шире его и включает в себя не только целенаправленную деятельность по упорядочиванию общественных отношений, но и косвенное воздействие правовых средств и методов на субъектов непосредственно не подпадающих под правовое регулирование.
В предмет правового регулирования входят устойчивые однородные общественные отношения, которые нуждаются в упорядочивании при помощи специальных правовых средств и методов. Поскольку посредством права невозможно урегулировать практически все социальные связи членов общества, законодателем всегда достаточно точно определяется сфера такого регулирования и условные границы (пределы) правового вмешательства в социальную жизнь общества. |
Система права — это внутреннее строение структурных элементов права.
Включает в себя пять основных компонентов: нормы права, институты права, отрасли права, субинституты и подотрасли.
Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Её образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль — род общественных отношений.
Таким образом, для деления права на отрасли используются главным образом два критерия — предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой.
Правовой институт представляет собой обособленную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри одной отрасли права или на их стыке. |
Но́рма пра́ва — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений.
Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определённый круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и субинститутам. Нормативность представляет собой общеобязательность правила для неопределенно широкого круга лиц. Формальная определенность подразумевает закрепление нормы в официальном документе.
Признаки нормы права
Правовые нормы имеют следующие признаки |
Подзаконный нормативный правовой акт (ПНПА) — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Не стоит отождествлять лишь с государством, так как, например, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти — статья 12, Конституции Российской Федерации — России. Подзаконный нормативный акт — принятый компетентными органами и устанавливающий норму права юридический акт, основанный на законе и не противоречащий ему.
Классификация
В зависимости от органов, принявших подзаконный нормативный акт: общие, ведомственные, местные, локальные.
По сфере действия: |
|
|
Вход на сайт |
 |
|
 |
Поиск |
 |
|
 |
|