ЭГК-Право
Четверг, 10.07.2025, 07:04
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Каталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
Теория государства и права [68]
Конституционное право [29]
Гражданское право [47]
Трудовое право [7]
Семейное право [5]
Право социального обеспечения [5]
Жилищное право [5]
Земельное право [7]
Финансовое право [5]
Административное право [6]
Уголовное право [5]
Гражданско-процессуальное право [5]
Международное право [5]
Интересные факты [1]
Статистика

Главная » Статьи » Теория государства и права

Механизм государства

Механизм государства — целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства является неотъемлемой стороной сущности государства: вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.

Признаки

  • Целостность — механизм государства представляет собой целостную структуру, на территории и в рамках одного государства не может существовать несколько государственных аппаратов;
  • Иерархичность — механизм государства строится на началах координации и подчинения, представляя собой сложную властную пирамидальную структуру;
  • Особый состав — государственные органы и учреждения, входящие в структуру механизма государства состоят из специально подготовленных людей;
  • Специальные цели деятельности — фактическое осуществление государственной власти, задач и функций государства;
  • Материально-техническая обеспеченность.

Понятие «механизм государства» и «государственный аппарат»

Существует несколько точек зрения на соотношение понятий «механизм государства» и «государственный аппарат»:

  • Данные понятия полностью совпадают по объёму, используются как синонимы. Термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность.
  • Под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются наряду с государственным аппаратом ещё и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, уголовно-исполнительные учреждения и т. д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.
  • Под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства — те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства — непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства.
  • Механизм государства является более обширной категорией, включающей в себя всю совокупность не только лиц-служащих, но и материально-технических объектов, служащих для реализации государственных функций и задач. В отличие от механизма государства, под аппаратом государства понимается только совокупность государственных служащих. Тем самым, государственный аппарат не является синонимом механизму государства, поскольку механизм государства помимо государственных органов включает в себя также государственные учреждения и предприятия.

Принципы работы

Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата:

  • Представительство интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата.
  • Гласность и открытость в деятельности государственного аппарата.
  • Высокий профессионализм и компетентность.
  • Законность.
  • Субординация и четкое взаимодействие между центром и государственной властью членов федерации (в федеративных государствах).

Структура механизма государства

В структуре механизма государства выделяется 3 уровня:

  • Государственные органы — есть властные полномочия.
  • Государственные организации: учреждения и предприятия - нет властных полномочий.
  • Служащие — лица, работающие в государственных органах или учреждениях, но полномочиями не обладающие (в отличие от государственных служащих).

Особенности построения государственного аппарата в различных странах

Структура государственного аппарата зависит от множества факторов: организации государственной власти (в тоталитарных социалистических странах отрицается разделение властей), политико-территориального устройства государства (унитаризм, федерализм, существование автономных образований), деления на органы и должностные лица, осуществляющие властные полномочия (например: законодательный орган (дума, парламент), судьи), и органы и должностные лица, образующие обслуживающий аппарат (например, аппарат Правительства России, канцелярии судов, эксперты — советники министерств). Однако несмотря на многообразие механизмов государства, в их структуре всегда выделяются органы управления и органы принуждения.

С точки зрения разделения властей в аппарате управления государства различаются органы (а иногда—и должностные лица) законодательной, исполнительной и судебной власти. В странах тоталитарного социализма, где принята иная концепция, различаются органы государственной власти, органы государственного управления, суда и прокуратуры.

Органы законодательной власти представлены общегосударственными структурами (дума, рада, шура, парламент и так далее) (а в некоторых странах, например Индонезии и Туркмении, также над парламентскими органами), законодательными собраниями субъектов федерации и политических автономий. Между высшими и низшими представительными органами нет административного подчинения. Согласованность действий обеспечивается в результате принятия вышестоящими парламентами законов, обязательных и для нижестоящих представительных органов. К парламентам примыкают некоторые другие органы, не входящие в понятие парламента (аппарат, обслуживающий палаты парламента и их постоянные комиссии, счетная палата, уполномоченный по правам человека и т. д.).

Исполнительная власть организована по-разному. В некоторых странах по конституции она принадлежит монарху, но на деле в парламентарных монархиях (Великобритания, Япония и др.), как кажется некоторым, он власти не имеет. Государственный аппарат в таких странах фактически возглавляет правительство (премьер-министр), который отчитывается (не всегда) перед монархом. В дуалистических монархиях монарх реально управляет страной (Иордания и др.), а в абсолютных монархиях (Саудовская Аравия, Оман и др.) в руках монарха находится вся полнота власти.

В республиках исполнительная власть обычно принадлежит президенту, но её реальное осуществление зависит от формы правления. В президентских республиках (Бразилия, США, Египет и др.) президент одновременно является главой государства и главой исполнительной власти. Он возглавляет государственный аппарат, делегируя министрам те или иные полномочия, а те, в свою очередь, делегируют их нижестоящим государственным служащим. Правительства как коллегиального органа в президентских республиках обычно нет, а если оно есть (Египет и др.), то премьер-министр, назначаемый и снимаемый президентом без ведома парламента, является так называемым административным премьером. Он действует по поручениям президента, а фактическим главой правительства остается президент. В парламентарных республиках, например в Индии или Германии, государственный аппарат возглавляет правительство. Нормы конституций, предоставляющие широкие полномочия президентам, парируются другими нормами тех же конституций, согласно которым президент должен действовать только по совету правительства и все его акты недействительны, если на них нет дублирующей подписи премьер-министра (правило контра сигнатуры).

В полупрезидентских республиках иная ситуация. Бывает, что существует «двухголовая» исполнительная власть — она принадлежит и президенту, и правительству (Франция и др.). В России руководство государственным аппаратом тоже разделено. «Силовые» министерства и ведомства (обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, службы безопасности и т. д.), некоторые другие министерства (иностранных дел, юстиции) находятся под непосредственным руководством президента, другими руководит правительство.

К исполнительной ветви власти примыкают материальные придатки государства: армия, авиация, флот, жандармерия, полиция (милиция), национальная гвардия, орган государственной безопасности, разведка и контрразведка, тюрьмы и так далее. По существу, это особые виды государственных организаций. Они в значительной степени усиливают исполнительную власть.

Судебная ветвь власти имеет свой специфический аппарат. В одних странах это сами судьи и обслуживающие суды, технические служащие (секретари судебных заседаний, канцелярия и т. д.), в других — так называемые следственные судьи (в некоторых странах это следователи, не входящие в состав собственно судебного корпуса), прокуроры при судах и подчиненные судьям судебные коменданты, приставы, обеспечивающие порядок судебных заседаний. Существуют разные звенья судов (низовое, среднее, верховные суды), но при рассмотрении и решении конкретных дел в отличие от чиновников исполнительной власти суды и судьи не подчинены по вертикали.

Помимо органов и должностных лиц, относящихся к ветвям власти, примыкающих к ним, государственный аппарат включает структуры с особым статусом. Иногда часть таких органов (избирательные комиссии (трибуналы), избирательный регистр) выделяют в качестве особой ветви избирательной власти (в некоторых странах Латинской Америки), иногда — контрольной власти (генеральные контролеры, генеральные ревизоры, генеральные атторней и т. д. со своими службами). Во многих странах есть омбудсмэны — уполномоченные парламента по правам человека (Россия), по соблюдению правопорядка в вооружённых силах (Германия), по охране окружающей среды (Канада) и др. Согласно конституциям и законам, они при исполнении своих полномочий независимы, не подчинены никакой другой власти. В России особое положение занимает Центральный банк, во Франции — Экономический и социальный совет, в Италии — Высший совет магистратуры, ведающий кадрами судейского корпуса, в Египте — консультативный совет ашшура и т. д.. В России и в ряде других стран (Китай, Украина и т. д.) особое звено государственного аппарата образует прокуратура, которая в таких странах обособлена от судов. Её главная задача — контроль соблюдения законности. Специфической частью государственного аппарата являются специализированные органы конституционного контроля (конституционные суды, конституционные советы и др.), а в некоторых мусульманских странах — органы религиозно-конституционного контроля (они не решают конкретные дела, а следят за соответствием законов Корану).



Источник: https://ru.wikipedia.org
Категория: Теория государства и права | Добавил: tav1 (17.12.2016)
Просмотров: 234 | Теги: теория государства и права, механизм государства | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025
    uCoz